Формирование семейной культуры
Можно с полной ответственностью сказать, что для сохранения будущего нашего общества самыми актуальными являются два понятия - здоровье и культура. Они были ведущими во все времена, но сегодня их понимание и самое важное – претворение в действительности – условие выживание цивилизации. От человека требуется многоуровневое и целостное понимание жизни. Человек есть сплетение физического, эмоционального, ментального, социального и духовного. Именно эта структура и должна лечь в основу экологической культуры, восстанавливающей здоровье людей, а значит общества, и в целом сообщества на земле.
Самое главное на земле – это дети. И именно они сегодня более всего находятся под ударом тех катастрофических проблем, которые переживает взрослое общество. И все же большой заряд оптимизма дает нам сама природа. Детей она изначально наделяет удивительными возможностями не только к выживанию в существующих условиях, но и к изменению этих условий. Общество должно создать такое пространство, в котором устанавливается полное соответствие: особенностей индивидуальности ребенка, его семейной ситуации, социальной обстановки, где благополучие ребенка, способного усвоить необходимые для реальной жизни знания, чтобы состояться в успешном жизненном процессе, независимо от начальных координат его рождения. Ребенок рождается в семье. И даже если жизнь ребенку дает одинокая женщина, появление его на свет – это рождение семьи. Сегодня институт семьи – крайне размытое и хрупкое, незащищенное и необеспеченное социальное явление. И это закономерный результат кризиса культуры.
Однако семья во все времена была, есть и будет важнейшей структурной единицей социального организма. Это та клетка, из которой строятся все системы. Ее жизнеспособность определяется той культурной средой, которая есть внутри нее и вокруг нее. Что же такое семья? Это социум, состоящий из двух людей и более. Особенностью является то, какие доминирующие мотивы послужили к объединению этих людей. Они могут быть двоякие: либо эмоционально-личностные (как любовь, привязанность, уход от одиночества, удовлетворение других психологических потребностей как здорового, так и нездорового содержания), либо социально-материальные (решение личной проблемы выживания либо создания комфортных условий жизни). Именно в зависимости от доминирующей мотивации будет создаваться духовно-нравственное поле семьи, соответственно, в ней будет выстраиваться приоритет ценностей. Развитие семейной культуры – одна из составляющих психического, физического и социального здоровья подрастающего поколения.
Семейная культура – это целостное явление. Она предполагает наличие единственного семейного пространства, построенного на системе определенных ценностей, имеющих свои ритуалы, традиции, правила. Семейная культура не является простой суммой внутренних культур членов семьи. Это динамическое новообразование, в развитие которого вносит изменение каждый член семьи, в том числе и сам ребенок. Что здесь важно? Несколько возможных аспектов взаимодействия этих систем: единство и противоречия, эвалюционность или консерватизм, динамичность или косность. Таким образом, особенности семьи накладывают отпечаток на то, какова в ней духовно-нравственная атмосфера. Но само понятие культура предполагает некую целостность. Значит можно говорить либо о наличии в какой-либо конкретной семье своей культуры, либо об отсутствии ее.
Что же мы понимаем под понятием «Семейная культура»? Главная задача семьи в отношении ребенка – научить его жить и создать условия для этого. Идеалом здесь является жизнеутверждающее мировоззрение. Изначально и природой предполагается, что родители передают ребенку культурный опыт по следующим жизненно важным позициям: культура тела и понимание здорового образа жизни. Но важно не то, какие знания и опыт хотят и могут передать взрослые ребенку, но и в каких условиях это происходит. Именно от условий зависит образ семейной культуры и то, насколько ребенок сможет все усвоить. Мы часто, увы, слышим от родителей: "Я столько сил ему отдал, а он ..." И дальше разочарование. Что же это за условия? Это удовлетворение базовых потребностей, без которых не может вырасти здоровый во всех отношениях человек: в безусловной любви (то есть когда тебя любят за то, что ты есть и все), в безопасности, во внимании, в личных границах, в признании. Как это организуется - это интимный мир семьи, ее тайна и творчество. Семейная культура, конечно же, не существует " с потолка ". Она опирается на общечеловеческий, национальный, на весь тот духовно-нравственный опыт, которым владеют взрослые. Она не бывает правильная или неправильная. Она либо есть, либо ее нет. Здесь важно иметь в виду и еще один момент – само состояние семьи и динамику ее развития. Семьи бывают закрытые и открытые, они бывают в процессе прохождения кризиса. Это очень тонкий момент – понимание процесса в семье. Следующий фактор, который сегодня для нас важен в плане понимания семейной культуры.
В чем заключается роль семьи в духовно-нравственном становлении ребенка? Во-первых, научить доверию жизни. В чем же это выражается? В понимании своей собственной семьи, ее родословной, то есть в глубинном понимании того, почему появилась эта семья. Яркий пример этому, вопрос взрослого ребенка разведенной матери: «Как ты могла сойтись с таким человеком?» Этот вопрос всегда имеет глубокий философский, причем, позитивный смысл. И вот это уже уровень духовности. Научить ребенка уважать другую судьбу с ее достижениями и промахами. Но есть и чистый позитив – поддержание гордости за свой род.
Во-вторых, в понимании смысла своей жизни во всех ее гранях. На каждом возрастном этапе, начиная с 4-х лет, ребенок осваивает различные аспекты этого вопроса, и у него тоже есть сензитивный период, который нельзя пропустить. И здесь главное в семейной культуре – дать понимание, что человеку по жизни даются только посильные задачи, то есть научить доверять Высшей Мудрости. Ведь все болезненные отклонения возникают тогда, когда человек теряет смысл, не веря в свои силы.
В-третьих, научить ребенка верить в свои силы. И семейная культура в том и проявляется, чтобы помочь раскрыть природный потенциал ребенка. Ведь иногда мы встречаемся с вами с неожиданным явлением – мать больного ребенка считает себя более счастливой, чем здорового. Почему? Это и есть духовно-нравственное понимание себя в этом мире. Формирование семейной культуры может быть исключительно естественным и свободным процессом, оно должно быть построено на желании и потребности изнутри. Проблемы семейной жизни могут быть самыми разными, и, соответственно самыми различными могут быть отклонения в здоровье и развитии у детей. Ведь главное не то, какая проблема, а то, что она есть и мешает развиваться и жить ребенку.
Сети социальных служб отрывают большие возможности поддержки семьи. Единый подход специалистов к оказанию реальной помощи дает положительные результаты. Главное – открыть уверенность в решаемости проблемной ситуации и показать пути решения. Установить доверительные отношения. Доверие – это тот золотой ключик, который открывает нам дверь к истокам силы семьи. Доверие возникает тогда, когда родители почувствуют, что искренне волнуются за благополучие ребенка, причем с полным учетом семейной ситуации.
Следующий шаг – это сообщение знаний, но в такой форме, когда родители становятся равными собеседниками. Затем совместный поиск наиболее эффективного пути решения проблемы. Главное сделать родителя сотрудником в деле помощи ребенку. Тем самым, работая с семьей, мы демонстрируем ей основы культуры взаимодействия с ребенком: доверия, заинтересованности в благополучии, поиске недостающих знаний и терпеливом решении проблемы.
Формы взаимодействия с семьей определяет задачи, которые ставит перед нами жизнь:
Самое главное на земле – это дети. И именно они сегодня более всего находятся под ударом тех катастрофических проблем, которые переживает взрослое общество. И все же большой заряд оптимизма дает нам сама природа. Детей она изначально наделяет удивительными возможностями не только к выживанию в существующих условиях, но и к изменению этих условий. Общество должно создать такое пространство, в котором устанавливается полное соответствие: особенностей индивидуальности ребенка, его семейной ситуации, социальной обстановки, где благополучие ребенка, способного усвоить необходимые для реальной жизни знания, чтобы состояться в успешном жизненном процессе, независимо от начальных координат его рождения. Ребенок рождается в семье. И даже если жизнь ребенку дает одинокая женщина, появление его на свет – это рождение семьи. Сегодня институт семьи – крайне размытое и хрупкое, незащищенное и необеспеченное социальное явление. И это закономерный результат кризиса культуры.
Однако семья во все времена была, есть и будет важнейшей структурной единицей социального организма. Это та клетка, из которой строятся все системы. Ее жизнеспособность определяется той культурной средой, которая есть внутри нее и вокруг нее. Что же такое семья? Это социум, состоящий из двух людей и более. Особенностью является то, какие доминирующие мотивы послужили к объединению этих людей. Они могут быть двоякие: либо эмоционально-личностные (как любовь, привязанность, уход от одиночества, удовлетворение других психологических потребностей как здорового, так и нездорового содержания), либо социально-материальные (решение личной проблемы выживания либо создания комфортных условий жизни). Именно в зависимости от доминирующей мотивации будет создаваться духовно-нравственное поле семьи, соответственно, в ней будет выстраиваться приоритет ценностей. Развитие семейной культуры – одна из составляющих психического, физического и социального здоровья подрастающего поколения.
Семейная культура – это целостное явление. Она предполагает наличие единственного семейного пространства, построенного на системе определенных ценностей, имеющих свои ритуалы, традиции, правила. Семейная культура не является простой суммой внутренних культур членов семьи. Это динамическое новообразование, в развитие которого вносит изменение каждый член семьи, в том числе и сам ребенок. Что здесь важно? Несколько возможных аспектов взаимодействия этих систем: единство и противоречия, эвалюционность или консерватизм, динамичность или косность. Таким образом, особенности семьи накладывают отпечаток на то, какова в ней духовно-нравственная атмосфера. Но само понятие культура предполагает некую целостность. Значит можно говорить либо о наличии в какой-либо конкретной семье своей культуры, либо об отсутствии ее.
Что же мы понимаем под понятием «Семейная культура»? Главная задача семьи в отношении ребенка – научить его жить и создать условия для этого. Идеалом здесь является жизнеутверждающее мировоззрение. Изначально и природой предполагается, что родители передают ребенку культурный опыт по следующим жизненно важным позициям: культура тела и понимание здорового образа жизни. Но важно не то, какие знания и опыт хотят и могут передать взрослые ребенку, но и в каких условиях это происходит. Именно от условий зависит образ семейной культуры и то, насколько ребенок сможет все усвоить. Мы часто, увы, слышим от родителей: "Я столько сил ему отдал, а он ..." И дальше разочарование. Что же это за условия? Это удовлетворение базовых потребностей, без которых не может вырасти здоровый во всех отношениях человек: в безусловной любви (то есть когда тебя любят за то, что ты есть и все), в безопасности, во внимании, в личных границах, в признании. Как это организуется - это интимный мир семьи, ее тайна и творчество. Семейная культура, конечно же, не существует " с потолка ". Она опирается на общечеловеческий, национальный, на весь тот духовно-нравственный опыт, которым владеют взрослые. Она не бывает правильная или неправильная. Она либо есть, либо ее нет. Здесь важно иметь в виду и еще один момент – само состояние семьи и динамику ее развития. Семьи бывают закрытые и открытые, они бывают в процессе прохождения кризиса. Это очень тонкий момент – понимание процесса в семье. Следующий фактор, который сегодня для нас важен в плане понимания семейной культуры.
В чем заключается роль семьи в духовно-нравственном становлении ребенка? Во-первых, научить доверию жизни. В чем же это выражается? В понимании своей собственной семьи, ее родословной, то есть в глубинном понимании того, почему появилась эта семья. Яркий пример этому, вопрос взрослого ребенка разведенной матери: «Как ты могла сойтись с таким человеком?» Этот вопрос всегда имеет глубокий философский, причем, позитивный смысл. И вот это уже уровень духовности. Научить ребенка уважать другую судьбу с ее достижениями и промахами. Но есть и чистый позитив – поддержание гордости за свой род.
Во-вторых, в понимании смысла своей жизни во всех ее гранях. На каждом возрастном этапе, начиная с 4-х лет, ребенок осваивает различные аспекты этого вопроса, и у него тоже есть сензитивный период, который нельзя пропустить. И здесь главное в семейной культуре – дать понимание, что человеку по жизни даются только посильные задачи, то есть научить доверять Высшей Мудрости. Ведь все болезненные отклонения возникают тогда, когда человек теряет смысл, не веря в свои силы.
В-третьих, научить ребенка верить в свои силы. И семейная культура в том и проявляется, чтобы помочь раскрыть природный потенциал ребенка. Ведь иногда мы встречаемся с вами с неожиданным явлением – мать больного ребенка считает себя более счастливой, чем здорового. Почему? Это и есть духовно-нравственное понимание себя в этом мире. Формирование семейной культуры может быть исключительно естественным и свободным процессом, оно должно быть построено на желании и потребности изнутри. Проблемы семейной жизни могут быть самыми разными, и, соответственно самыми различными могут быть отклонения в здоровье и развитии у детей. Ведь главное не то, какая проблема, а то, что она есть и мешает развиваться и жить ребенку.
Сети социальных служб отрывают большие возможности поддержки семьи. Единый подход специалистов к оказанию реальной помощи дает положительные результаты. Главное – открыть уверенность в решаемости проблемной ситуации и показать пути решения. Установить доверительные отношения. Доверие – это тот золотой ключик, который открывает нам дверь к истокам силы семьи. Доверие возникает тогда, когда родители почувствуют, что искренне волнуются за благополучие ребенка, причем с полным учетом семейной ситуации.
Следующий шаг – это сообщение знаний, но в такой форме, когда родители становятся равными собеседниками. Затем совместный поиск наиболее эффективного пути решения проблемы. Главное сделать родителя сотрудником в деле помощи ребенку. Тем самым, работая с семьей, мы демонстрируем ей основы культуры взаимодействия с ребенком: доверия, заинтересованности в благополучии, поиске недостающих знаний и терпеливом решении проблемы.
Формы взаимодействия с семьей определяет задачи, которые ставит перед нами жизнь:
- гармонизировать детско-родительские отношения,
- укрепить духовно-нравственные устои семьи,
- создать условия для раскрытия индивидуальности ребенка,
- показать родителям пути успешной и плодотворной социализации ребенка.